artemyashanin (artemyashanin) wrote,
artemyashanin
artemyashanin

Category:

Портрет Авиатора

Авиация общего назначения (АОН) России, или как ее иногда называют – «малая авиация», периодически становится объектом повышенного ажиотажного внимания прессы и чиновников разных рангов. К сожалению, внимание российского общества к АОН привлекают только в том случае, когда происходит очередное резонансное авиационное происшествие.

При этом, как СМИ, так и руководство отраслью вместо того, чтобы глубоко изучить и проанализировать аварийность в АОН РФ, причины и последствия авиационных происшествий, сравнить ее с аналогичной ситуацией в развитых авиационных державах мира, проанализировать эффективность принимавшихся ранее решений и мер как в России, так и за рубежом, судя по всему,  каждый раз просто предлагают усилить правовую и экономическую ответственность пилотов и владельцев ВС и ужесточить правила полетов,  всё и вся зарегулировать и сертифицировать – пилотов, техников, инструкторов, аэродромы, самолёты, программы обучения, лётную подготовку. К чему приводит такая практика, давно известно: ужесточение контроля, усиление государственного регулирования, введение новых ограничений и ужесточение санкций, удушение частной инициативы, ограничение предпринимательской и личной свободы в сфере АОН



Яшанин Анатолий Федорович.

В 1972 году окончил Новосибирский авиационный техникум и некоторое время после окончания работал мастером на авиационном заводе им. Чкалова. В это же время он выучился еще и на военного летчика в Новосибирском учебном авиационном центре ДОСААФ,




 после чего летал на самолете Ан-2 и вертолете Ми-8 в Северо-Кавказском и Дальневосточном военных округах. В 1989 году он участвовал в спасении жителей Приморского края от наводнения. На каждом месте службы Анатолий Федорович обязательно вел авиамодельный кружок. Командование частей, где он служил, понимая, какое важное дело делает он для воспитания местных пацанов, всегда шло ему навстречу, выделяя комнаты под кружок, организовывая показательные выступления.



Благодаря ему десятки мальчишек не только узнали, почему летает самолет, как он устроен, но и научились управлять моделью самолета. Несколько воспитанников Анатолия Федоровича неоднократно становились призерами чемпионатов Приморского края, а один из них заслужил звание «Кандидата в мастера спорта» и был чемпионом Сибири и Дальнего Востока и даже РСФСР. Государство постоянно поощряло тренерскую работу летчика.


   После увольнения из Армии Анатолий Федорович поселился в Верх-Туле. Он самостоятельно спроектировал и построил дом на улице Октябрьской. Некоторое время он работал в местной котельной, где его хорошо знают и любят и дали ему прозвище «Вертолетчик». Но нет таких пилотов, которые, выйдя на пенсию, напрочь забывают, что такое полет, рокот пропеллера, шум ветра за бортом. Чтобы быть ближе к самолетам, Анатолий Федорович устроился на работу в одну новосибирскую фирму, где восстанавливают самолеты Великой Отечественной Войны. Именно в этой фирме, при участии Анатолия, восстановили и подняли в воздух знаменитый штурмовик Ил-2. И тот истребитель МиГ-3, который участвует в парадах Победы, пролетая над Новосибирском, также восстановлен и, благодаря Анатолию Федоровичу.



Одновременно летчик строил самолет и для себя.



У большинства как раз это и вызывает удивление. Но так ли это удивительно? Многие слышали о знаменитых советских конструкторах: о Яковлеве, создателе Як-3 - самого легкого и скоростного истребителя Второй мировой , об Антонове, создателе самых больших транспортников в мире – Ан-124 «Руслан», о Королеве, создателе первых ракетно-космических систем. Но немногие знают, что в молодости Королев строил деревянные планеры и летал на них. На самостоятельно построенных планерах летал и Антонов. Яковлев строил со своими друзьями самолеты.

Кстати, самолет Анатолия Федоровича очень напоминает Яковлевский АИР-3:



Такой самолет мог долететь от Москвы до Крыма без посадки. Техническое творчество развило в этих людях конструкторский талант.

  Немногие знают, что, например, в США самодельные самолеты не вызывают никакого удивления. Сотни людей строят себе самолеты и летают на них. Там это явление называется “homebuilding”. Есть специализированные интернет-магазины, где можно купить чертежи для постройки самолета, наборы заготовок, руководства и инструкции для сборки в условиях гаража, а также все необходимые детали.



Самодельщики за рубежом являются «локомотивом» частной и спортивной авиации. Именно самодельщиком был создан один из популярнейших учебных самолетов Пайпер Каб, каторый даже стоял на вооружении в армии США. Самодельщиком из Германии был создан пилотажный самолет Экстра, постоянный участник гонок «Red Bull». Примеров еще большое множество. Означает ли это, что в Америке можно вот так взять и полететь? Конечно нет. Нужно, как и в России зарегистрировать летательный аппарат, пройти «техосмотр», и пройти обучение на пилота. Но только все эти процедуры пройти довольно просто, как у нас на автомобиль.
В России невозможно зарегистрировать самолет ни в одном городе страны, кроме Москвы. При этом необходимо личное присутствие регистрирующего, или представителя с нотариально заверенной доверенностью. А чтобы получить действующие корочки пилота (старые больше не признают), летчик с двадцатилетним стажем должен пройти дорогостоящее обучение снова. Правила полетов придуманы по принципу «смотри, но не включай». В 2016 году Росавиация закрыла почти все учебные центры для частных пилотов, в том числе и в Новосибирске.
То есть, поллучается, что советское государство выучило гражданина, дало ему профессию летчика. Затем он служил государству, выполняя свои профессиональные обязанности. Новое же Российское государство не хочет признавать квалификацию пилота вооруженных сил, несмотря на то, что он был пилотом однодвигательного сухопутного легкого самолета. Анатолий Федорович обращался по этому вопросу к самому В.В. Путину, но внятного ответа не получил.
В России в последнее время вместо развития авиационных видов спорта, авиационной инфраструктуры, открытия новых аэродромов, воспитания авиационной молодежи происходит закрытие поадочных площадок, аэродромов, закрывают планерные клубы, на пилотов заводят административные и даже уголовные дела. Авиационное сообщество http://www.aopa.ru/ отчаянно борется за свои права, но на протяжении многих лет ничего не меняется, чиновники не хотят слышать граждан. Сегодня государство отвернулось от авиации.

Три года назад у Анатолия Федоровича было обнаружено онкологическое заболевание, которое он победил, но не исключена вероятность повтора. Жизнь проходит,и ждать от чиновников послаблений времени нет. Вот поэтому он, как и многие пилоты в нашей стране, принял решение не соблюдать невыполнимые правила и начал летать без разрешения.

2021 год, февраль. Со времени написания этой статьи прошло более 4-х лет. За такой срок закончилась Великая отечественная война. Что же изменилось в авиации общего назначения за 4 года? Законодательно упростилась процедура продления Сертификата летной годности. Для этого авиационному сообществу пришлось сильно и долго  пинать Минтранс и Росавиацию. Регистрации воздушных судов в регионах и на портале Госуслуг так и не появилось. Квалификация летчиков вооруженных сил и ДОСААФ так и не признается.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments